Жилье должно быть доступным

27 июня 2014 года в администрации города Нижнего Новгорода состоялось заседание Межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос о признании комнаты инвалида 1 группы Татьяны К. непригодной для проживания в связи с тем, что она является инвалидом-колясочницей и ее жилье не соответствует требованиям доступности.

Интересы заявительницы представляли юрист НРООИ «Инватур» Дмитрий Балыкин и менеджер проекта «Школа общественного эксперта» Андрей Буланов. Комиссия приняла решение о признании комнаты непригодной для проживания, что переводит заявительницу в разряд граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем и дает надежду на то, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Напомним для читателей нашего сайта историю этого дела. В марте прошлого года за юридической консультацией в НРОО «Инватур» по телефону обратилась инвалид 1 группы – колясочница Татьяна К. В 1994г. она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И состояла в этом списке до весны 2012г., когда районная администрация решила исключить ее из данного списка. Об этом она узнала лишь спустя 7 месяцев после принятия решения, когда позвонила, чтобы уточнить свой порядковый номер в очереди, которая вот-вот должна была подойти. Предпринятая Татьяной попытка восстановиться на учете успеха не имела. Жилищная комиссия районной администрации в этом ей отказала. В своем обращении Татьяна просила нас предоставить ей юридическое сопровождение для защиты своих прав в суде.

На первый взгляд, причины исключения заявительницы из списка выглядели вполне законными, потому что на момент постановки на учет в 1994г. она проживала в общежитии, а потом статус дома изменился, и в 2011г. она приватизировала комнату, площадь которой немного превышала учетную норму по Нижнему Новгороду. Вместе с тем, для нас было очевидно, что, несмотря на кажущуюся законность такого решения, вынося его, чиновники даже не попытались увидеть проблемы конкретного человека или даже просто выяснить, жив ли он. Прежде всего, проблема заключалась в условиях, в которых вынуждена жить Татьяна. Она является инвалидом 1 группы. В силу своего заболевания она не может ходить и для передвижения использует кресло-коляску.

В доме, где Татьяна проживает с 1988г., все помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием,  находятся в общем пользовании и располагаются обособленно от жилых комнат. До сан.узла в коляске проехать невозможно, потому что двери слишком узкие. Поэтому для того, чтобы добраться до туалета, умывальника, душа и кухни Татьяна вынуждена преодолевать множество препятствий. Для этого ей приходится использовать другие подручные средства, такие как компьютерный стул на роликах и обычный стул на железных ножках. При этом существует серьезный риск падения и повреждения здоровья. Например, чтобы попасть в туалет нужно проехать через 3 порога. Преодолеть их на роликах невозможно, по этой причине несколько раз приходится пересаживаться на стул с железными ножками, которые без колёсиков, и перемещаться по кафелю, отталкиваясь ногами от пола. При таком перемещении создаётся сильный шум, который раздражает соседей. При этом на линолеуме в коридоре уже имеются большие дыры., Когда в них попадают ножки стула, Татьяна с трудом вытаскивает их оттуда, сидя на этом же стуле. Таким образом она добирается до туалета и до раковины. Воспользоваться же душем Татьяне труднее всего. Каждый раз, добираясь туда, она испытывает сильнейший стресс и опасения за свою безопасность. Несколько раз, пытаясь перебраться через порог, она зацеплялась ножкой стула за торчащие гвозди и падала на пол. После этого приходилось кричать, чтобы соседи пришли на помощь. Световой выключатель в душе находится очень высоко, и для того, чтобы включить свет нужно обязательно брать с собой какую-нибудь палку.

Кроме того, так как комната, в которой проживает Татьяна К., расположена на 7 этаже 9-ти этажного дома, она по сути является узником своей квартиры. Коляска не проходит в двери лифта, некое подобие пандуса в доме есть только при входе в подъезд. Это рельсы, которые расположены так, что передние колёса коляски на них не помещаются.

Эти обстоятельства позволяли нам утверждать, что данное жилое помещение не соответствует установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодно для проживания инвалида-колясочника, поскольку в социальном государстве, каковым еще 20 лет назад провозгласила себя наша страна в статье 7 Конституции, инвалид-колясочник проживать в таких условиях не может и не должен, а органы государственной власти и местного самоуправления, принимая решение об исключении инвалида 1 группы из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были проверить ее жилищные условия и в дальнейшем оказать содействие в их улучшении. Кроме того, в 2008г. РФ подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, а в мае 2012г. ее ратифицировала, что, по нашему мнению, так же накладывает определенные обязанности на чиновников, претворяющих в жизнь социальную политику нашей страны. К сожалению, эти обстоятельства абсолютно не волновали администрацией района, когда она выносила свое решение об исключении Татьяны К. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, а потом отказала ей в восстановлении в этом списке. Таким образом, взвесив все за и против, мы решили обратиться в суд.

В суде интересы Татьяны К. представляли юрист организации «Инватур» Дмитрий Балыкин и адвокат Марина Березина. Кроме того, в проведении анализа дела и подготовке искового заявления активное участие приняли студенты юридической клиники приволжского филиала российской академии правосудия. В ходе судебного заседания представитель администрации Канавинского района иск не признала, но при этом внятно не смогла объяснить, по какому же именно основанию Татьяна К. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Более того, из представленного ею отзыва следовало, что она была снята с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ ввиду утраты оснований состоять на учете, что является недопустимым применительно к гражданам, которые были приняты на учет до 1 марта 2005г. (даты введения жилищного кодекса РФ). По делу состоялось несколько судебных заседаний. Все они проходили в напряженной атмосфере. Мы постоянно акцентировали внимание суда на нарушениях жилищного законодательства, допущенных администрацией Канавинского района при снятии Татьяны К.с учета, а также указывали на невозможность проживания в этом жилом помещении маломобильного гражданина. В свою очередь представитель районной администрации против этого категорически возражала, говоря, что всё было сделано по закону, а судья пыталась детально разобраться во всех аспектах данного жилищного спора. В качестве одного из доказательств нами была представлена видеозапись, наглядно иллюстрирующая трудности, с которыми Татьяна сталкивается в процессе пользования своей квартирой и общим имуществом дома.

В итоге 29 октября Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода удовлетворил требование Татьяны К. и обязал администрацию Канавинского района восстановить ее в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по группе инвалидов общего заболевания 1-2 группы с 09.08.1994 года. На это решение ответчиком была подана апелляционная жалоба, однако 11 февраля 2014г. Нижегородский областной суд оставил ее без удовлетворения. Пока жилищная проблема Татьяна К. еще не решена, но она всё ближе и ближе к этому, потому что 27 июня нами была одержана еще 1 важная победа: межведомственная комиссия администрации Нижнего Новгорода признала квартиру Татьяны непригодной для проживания инвалида-колясочника. В результате она получила право на обеспечение жильем внеочереди.

О дальнейшем развитии ситуации Татьяны К. мы будем информировать читателей нашего сайта.